ЦОК

ЦОК ИКС АПК
Статьи и выступления сотрудников


О проекте создания комплексной системы передачи знаний
сельским товаропроизводителям

Кошелев В.М., Алексанов Д.С., Корольков А.Ф.

Структурные сдвиги в аграрном секторе экономики, вызванные переходом России к рыночной экономике, привели к необходимости значительных изменений в системах аграрной науки и образования. Появление новых форм собственности, реформирование товарно-денежных отношений, возникновение новых субъектов хозяйствования и организационных структур побуждают организовать поиск ранее не существовавших или недостаточно развитых взаимоотношений между наукой, высшим и средним специальным образованием, системой повышения квалификации и сельскими товаропроизводителями.

1. Краткая информация о состоянии проблемы

В настоящее время в стране начат процесс создания различных форм сотрудничества образовательно-исследовательских учреждений (в первую очередь, университетов) с отраслевой наукой и производством. Существуют целые системы взаимоотношений, которые включают в себя ведение работ по отдельным контрактам с образовательными и производственными структурами, заключение промышленно-университетских исследовательских соглашений, ведение совместных исследований, финансируемых на основании полученных грантов, учреждение бесприбыльных корпораций, центров для кооперативных исследований, университетских научно-исследовательских центров и т.д. Успешно реализуемые взаимоотношения могут развиваться глубже и развиваются, как показывает практика, по пути более тесной интеграции.

Данный процесс сопровождается реформированием систем образования и переподготовки кадров для АПК и, в частности, специалистов и консультантов информационно-консультационной службы (ИКС), которая призвана объединить деятельность науки, образования и производства и направить ее на комплексное удовлетворение запросов сельских товаропроизводителей.

Важнейшим условием эффективно работающей информационно-консультационной службы является сочетание в ней функций образования, распространения знаний, науки и консультирования. Все эти функции в той или иной степени выполнялись в аграрном секторе России до создания информационно-консультационной службы. Однако эффект от их реализации был весьма низок в силу того, что они реализовывались в значительной мере отдельно друг от друга различными государственными структурами, не имевшими тесной связи между собой.

К сожалению, складывающаяся концепция развития ИКС во многом повторяет данную ошибку. В частности, система подготовки кадров для ИКС АПК практически отделена от самой службы и функционирует почти самостоятельно без должной координации действий с федеральным и региональными центрами ИКС. Кроме того, процесс обучения в сфере ИКС должен базироваться не только на теоретических знаниях преподавателей, но и на практическом опыте работы службы. В связи с этим представляется целесообразным создание такой организационной структуры, которая могла бы объединить системы подготовки кадров, прикладных научных исследований и консультирования. Базой для данной комплексной системы на региональном уровне могут служить ведущие аграрные университеты, где сосредоточены высококвалифицированные кадры профессоров, преподавателей и научных сотрудников в различных областях сельскохозяйственной науки и практики, имеющих опыт консультирования, и где имеется достаточно мощная лабораторно-исследовательская база, обеспеченная опытным персоналом.

На федеральном уровне в качестве головной организации предлагаемой структуры может служить Московская сельскохозяйственная академия (МСХА) им. К.А.Тимирязева.

На базе МСХА уже функционирует Федеральный Центр Обучения кадров ИКС, созданный в рамках реализации проекта Всемирного Банка "АРИС", в Дмитровском районе Московской области благодаря "Российскому фермерскому проекту" и с помощью МСХА основан и успешно функционирует Учебно-консультационный центр. Академия разработала и ввела учебные курсы для студентов и аспирантов непосредственно или косвенно связанные с информационно-консультационной службой в программы подготовки сотрудников федеральных, региональных и районных структур ИКС, а также преподавателей центров обучения регионального уровня. Работы по введению новых курсов и учебных программ проводятся совместно с Шотландским сельскохозяйственным колледжем в рамках проекта Британского Ноу-Хау Фонда "REAP", Университетами Хойенхайм (Германия) и Вагенинген (Голландия) с помощью проекта Европейского Союза "Tempus-Tacis", а также совместно с Айовским Государственным Университетом (США) в соответствии с двусторонним соглашением о сотрудничестве.

Ведется работа по созданию центра ИКС регионального (Московской области) уровня. МСХА проводит переговоры и консультации с администрацией Московской области по поводу основания такого центра в академии.

Кроме того, МСХА инициировала процесс создания Сибирского филиала Федерального Центра Обучения на базе Омского Государственного Аграрного Университета (ОмГАУ) за счет средств займа Всемирного Банка, местного бюджета, вкладов МСХА и ОмГАУ, а также внешних источников (Российские инвесторы, Айовский Государственный Университет, USAID).

Предлагаемая структура основана на американской модели Land-grant университетов, и ее создание включено в концепцию развития МСХА и в рабочий план сотрудничества между МСХА и Айовским Государственным Университетом на 1998 год.

Организация такой структуры с единой системой координации действий позволит повысить эффективность всех направлений деятельности службы и сэкономить значительные финансовые средства. МСХА как головная организация внутри данной структуры призвана не только готовить кадры высшей квалификации для отрасли, аккумулировать и распространять последние достижения в области теоретических знаний и опыта в АПК, новейшей техники и технологий, но непосредственно участвовать совместно с другими федеральными и региональными институтами в формировании идеологии развития отрасли. Функции такого Центра должны быть расширены путем включения в них задач по координации деятельности входящих в структуру научных, образовательных и других организаций, изучению потребностей сельских товаропроизводителей в услугах ИКС, сбору, обработке и распространению информации, подготовке и изданию учебной, справочной, информационной и рекламной литературы, проведению конференций, симпозиумов, выставок и других научных и практических мероприятий для ИКС и АПК в целом на федеральном уровне.

2. Стратегическая и тактическая цели проекта

Стратегическая цель: Содействие реформированию и развитию аграрного сектора экономики Российской Федерации с помощью создания комплексной системы передачи знаний сельским товаропроизводителям

Тактическая цель: Создание в России комплексной системы передачи знаний сельским товаропроизводителям. Система должна обеспечивать информационно-методическую основу принятия товаропроизводителями квалифицированных решений и строиться на базе действующей системы аграрного образования, повышения квалификации, научных исследований, проводимых организациями и учреждениями АПК Российской Федерации

3. Структура и идентификация проекта

Предлагаемый проект имеет сложную многокомпонентную структуру

Компоненты результатов (действий):

  1. Реорганизация системы научного обеспечения аграрного сектора экономики АПК в целях объединения фундаментальных и прикладных исследований с системой распространения знаний
  2. Реорганизация системы переобучения и повышения квалификации кадров АПК для активизации консультационно-информационной деятельности
  3. Создание системы информационно-консультационного обслуживания сельских товаропроизводителей
  4. Формирование основанной на едином методологическом и организационном подходе многоуровневой системы высшего аграрного образования, ориентированной на научную консультационно-информационную поддержку сельскохозяйственного производства.

4. Описание действий и результатов реализации проекта

Основными действиями, едиными для реализации всего проекта в целом, предваряющими мероприятия по отдельным компонентам, являются:

  • Разработка концепции реформирования системы аграрного образования, аграрной науки и создания системы распространения знаний (информационно-консультационной службы - ИКС), заключение соглашений между МСХП, МСХА им. К.А.Тимирязева, ведущими научно-исследовательскими институтами, аграрными Университетами, институтами повышения квалификации и другими партнерскими организациями о создании единой организационной структуры для реформирования действующих систем аграрного образования, науки и распространения знаний
  • Создание современной материально-технической базы для систем научных исследований, обучения, повышения квалификации, консультационных и информационных услуг в аграрном секторе экономики

Группы мероприятий по компонентам проекта:

1.1. Разработка и внедрение схемы финансирования научных исследований ориентированных на потребности сельских товаропроизводителей, включающей бюджетное и внебюджетное финансирование и элементы самоокупаемости (через систему ИКС)

1.2. Разработка и внедрение системы финансового менеджмента научными исследованиями в АПК и доведением их результатов до сельских товаропроизводителей

1.3. Разработка и внедрение механизма доведения новейших достижений аграрной науки непосредственно до сельских товаропроизводителей, а также оказания консультационных и информационных услуг

2.1. Разработка и утверждение в МСХП РФ учебных программ переподготовки кадров АПК

2.2. Открытие программ переподготовки руководителей, специалистов, консультантов и преподавателей аграрного сектора по основным перспективным направлениям в ведущих аграрных Университетах и центрах повышения квалификации для всех регионов России

3.1. Разработка концепции функционирования информационно-консультационной службы (ИКС), учитывающей мировой опыт и многообразие моделей формирования службы, а также региональные особенности отрасли

3.2. Апробация различных моделей формирования службы на базе пилотных проектов

3.3. Разработка и внедрение схемы финансирования системы ИКС АПК, включающей бюджетное и внебюджетное финансирование с элементами самоокупаемости

4.1. Разработка и утверждение в МСХП РФ и Госкомобразования учебных программ подготовки бакалавров, специалистов, магистров и кандидатов наук по основным специальностям (информационно-консультационная служба, агробизнес, агроэкология, аграрная экономика и т.д.)

4.2. Открытие программ многоуровневой системы образования в ведущих аграрных Университетах по подготовке специалистов и преподавателей высшей квалификации для всех регионов России

5. Допущения и риски

Основные допущения, принятые в расчет при разработке проекта, сводятся, главным образом, к оценке общей обстановки в аграрном секторе Российской Федерации и в системах сельскохозяйственной науки и образования в частности.

Одним из основных условий успешной реализации проекта является разработка государственной программы поддержки и развития аграрной науки и сельскохозяйственного образования. Такая программа должна быть направлена на формирование спроса со стороны предприятий АПК, а также предприятий и организаций, связанных с АПК, на научно-исследовательские и проектно-конструкторские работы в секторе, на организацию консалтинга и системы распространения знаний среди сельских товаропроизводителей и других работников сектора, на постоянное обновление технологий и развитие эффективного современного наукоемкого производства.

Вторым важнейшим условием достижения поставленных целей является включение в данную программу МСХА им. К.А.Тимирязева, других ведущих аграрных университетов, НИИ и институтов повышения квалификации. Реализация проекта должна способствовать активизации использования людских, материальных и финансовых ресурсов, переключению основных усилий на ключевые направления, где научная деятельность, образование и консультационные услуги пользуются сейчас повышенным спросом.

Риски, связанные с проектом, можно, таким образом, разделить на две основные категории:

- риски в области правительственной политики по отношению как к аграрному сектору в целом, так и к сельскохозяйственному образованию, науке и ИКС в частности; при продолжении кризиса в аграрном секторе реализация проекта не будет приносить ожидаемых результатов;

- финансовые (и технические) риски, связанные с тем, что отведенные на реализацию отдельных компонентов проекта средства окажутся недостаточными для полноценного осуществления мероприятий вследствие удорожания предполагаемых расходов.

По отношению к первой категории рисков сам проект выступает как одна из частей той программы, успешное осуществление которой должно способствовать подъему в секторе.

По отношению ко второй категории рисков в данной ситуации недостаточно традиционного включения в общую сумму затрат по проекту непредвиденных расходов в размере 5% или 10%. Резкие изменения в бюджетной политике государства, а также снижение покупательной способности как рубля, так и доллара (марки, иены и др.) на внутреннем российском рынке требуют разработки специальных мер по созданию предпосылок стабильности финансовых условий реализации проекта.

6. Этапы реализации проекта

Реализация проекта предполагает два основных этапа:

  1. Разработка и реализация пилотного проекта создания комплексной системы передачи знаний сельским товаропроизводителям на базе ограниченного числа специально отобранных ведущих аграрных университетов, НИИ, институтов повышения квалификации в отдельных ключевых регионах Российской Федерации.
  2. Распространение результатов реализации пилотного проекта (в случае его успешного завершения) на всю отрасль и создание глобальной комплексной системы передачи знаний.

Первый этап ориентирован на достижение тактической цели полного проекта, которая одновременно является глобальной целью пилотного проекта. Пилотный проект имеет более ограниченный масштаб и количество участников. При этом сущность пилотного проекта, группы основных действий и мероприятий, набор компонентов, а также предполагаемые результаты практически повторяют таковые в полном проекте, отличаясь лишь степенью распространения.

На основе результатов реализации первого этапа будет сделан вывод о целесообразности их распространении на всю систему и о переходе ко второму этапу осуществления проекта.