Назад в архив выпусков

Logo

БЮЛЛЕТЕНЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, 2001
Выпуск 2-й

 

Диагностирование дизельной топливной аппаратуры –
реальная экономия топлива

В условиях рядовой эксплуатации тракторов и самоходных комбайнов по ряду причин возникают различные неисправности и отказы. При этом наибольшее количество отказов приходится на дизель.

Основные причины возникновения отказов можно сформулировать следующим образом:

  • особенности конструкции дизеля;
  • особенности эксплуатации;
  • несвоевременное и некачественное обслуживание.

Основная группа отказов (более 70 %) в наибольшей степени влияет на появление так называемых прогрессирующих издержек при эксплуатации МТА (в частности, дизеля). Если учесть, что наибольший процент отказов приходится на топливную аппаратуру (до 70 %) , то становится очевидным, что в общем объеме прогрессирующих издержек (потерь) основная часть ложится на топливные потери.

В среднем по России отклонение мощности и удельного расхода топлива тракторных дизелей от номинальных значений составляет 10-15 % , что обусловливает годовой перерасход топлива (на 1000 мото-часов) на трактор типа МТЗ-80 около тонны и увеличивает выброс в атмосферу вредных компонентов:

  • окиси углерода (СО) – 50-60 кг;

  • углеводородов (СН) – 12-15 кг .

При этом расчет велся исходя из того факта, что процент охвата тракторов планово-предупредительной системой ТО колеблется в пределах 20-60 % , а в среднем составляет 30 %.

По данным НАТИ увеличение числа отказов наименее надежных составных частей дизеля в условиях реальной эксплуатации по сравнению с нормальной составляет:

  • закоксовывание распылителя форсунки или нарушение подвижности иглы, понижение давления впрыскивания – 8-9 раз;
  • разрегулировка ТНВД, износ (заклинивание) плунжерных пар и нагнетательных клапанов – в 6-7 раз;
  • повышенный износ (задиры) гильз, износ (закоксовывание) колец, поршней – в 4-5 раз.

Данные соотношения характеризуют наименее эффективную заявочную форму ТО. Нетрудно догадаться, что существующая на сегодняшний день “система” технического сервиса в АПК, точнее, ее практическое отсутствие, (за исключением зарождающихся МТС) обусловливают сближение среднестатистических показателей соотношений и приведенных выше.

Было бы полезно уточнить процент охвата тракторов системой ТО, в условиях рыночных производственных отношений.

На сегодняшний день экспертно можно допустить, что по самым щадящим оценкам доля планово-предупредительного ТО сократилась в 3 раза.

В таком случае ожидаемые годовые потери топлива, например, дизеля Д-240 увеличатся в 1,3-1,8 раза и составят в среднем 1,5 тонны. То есть из-за возникновения неисправностей и отказов I и II группы сложности (в первую очередь, топливной аппаратуры) на выполнение полезной работы в условиях реальной эксплуатации дизель будет сжигать на 15-20 % больше топлива.

Интересно рассмотреть уже имевшийся опыт снижения прогрессирующих издержек в результате внедрения системы планово-предупредительного ТО по состоянию, то есть по результатам диагностирования.

В восьмидесятые годы удалось добиться уменьшения числа простоев тракторов в ряде хозяйств Староминского района Краснодарского края. Эти хозяйства были взяты “Сельхозтехникой” на круглогодичное абонементное обслуживание. При этом любому виду обслуживания машин (плановому ТО, устранению неисправностей, ремонту, постановке на хранение, списанию) предшествовала диагностика их технического состояния. И только по результатам диагностирования делалось заключение о виде обслуживания, перечня и объеме работ по ТО, потребности в запасных частях и материалах, пригодности их к дальнейшей эксплуатации с установлением остаточного ресурса, необходимости ремонта или списания.

В целом (применительно к дизелю) снижение только прогрессирующих потерь топлива составило 45 %, что хорошо коррелируется с расчетными данными о резервах экономии топлива при использовании диагностических средств (30–40 %). Это значит, что при своевременном обнаружении факта, например, закоксованности только одного распылителя дизеля Д-240 и, соответственно, устранении неисправности (раскоксовка распылителя, промывка, притирка, подрегулировка давления впрыскивания) до очередного ТО мы сэкономим топлива порядка 10-12 кг.

Аналогичные примеры можно привести и по другим составным частям дизеля (прежде всего топливной аппаратуры).

Важно отметить главное – без современных оперативных методов и средств технической диагностики мы не сможем обеспечить современный уровень сервиса машин в АПК РФ и добиться реального снижения эксплуатационных затрат и, в первую очередь, топливных потерь.

В.А. Чечет, к.т.н., ведущий научный сотрудник “Агротехнопарксервис

Д.И. Драчев, инженер, зав. лабораторией кафедры ремонта и надежности машин МГАУ им. В.П. Горячкина

 

Бюллетень ИКС МО - выпуск 2-й (2001)

Главная страница | Цели и задачи | Наш коллектив | Календарь | Семинары | Информация | Филиалы
Материалы | Партнеры | Ссылки |
Обратная связь | Кафедра | Фотоархив
| Дистанционное обучение

Назад в архив
выпусков