Назад в архив выпусков

Logo

БЮЛЛЕТЕНЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, 2001
Выпуск 2-й

 

Проблема обеспечения сохранности и противокоррозионной защиты сельскохозяйственной техники

На протяжении многих десятилетий проблема борьбы с коррозией металлов привлекает пристальное внимание специалистов в области коррозии, технологии, руководителей промышленности, планирующих и директивных органов. Это свидетельствует о возрастании народнохозяйственной важности проблемы, что является следствием двух причин.

Первой из них является характерное для последних десятилетий возрастание экономических потерь от коррозии, которые во всех промышленных странах стали сравнимыми или даже начали заметно превосходить вложения государства в развитие крупнейших отраслей хозяйства.

Анализ использования металлофонда в сельском хозяйстве показывает, что к началу 2001 г. в тракторах, комбайнах и других с.х. машинах сосредоточено около 80 млн. т. металла, но потери от коррозии и износа оцениваются ежегодно более чем в 2 млн. т. При этом 1,0 млн. т теряется ежегодно безвозвратно. Одновременно до 10 млн. т металла в виде списанной техники, выбракованных узлов и деталей исключается из активной части и уходит в металлолом.

Сегодня в агропромышленном комплексе страны находится около 950 тыс. тракторов, 240 тыс. зерноуборочных комбайнов, 70 тыс. кормоуборочных машин, 30 тыс. шт. поливальных машин. За исключением тракторов и автомобилей, используемые в растениеводстве машины работают от 150 до 400 ч в году, а остальное время бездействуют, поэтому, учитывая их высокую сегодняшнюю стоимость, крайне необходимо соблюдать технологии консервации сельхозмашин.

Изучение современного положения организации и технологии хранения машинно-тракторного парка в хозяйствах Московской, Рязанской, Новгородской, Ярославской обл. и др. показало, что технология консервации в соответствии с ГОСТ 7751-85 не соблюдается. Показатели готовности не поднимаются выше 60 %, т.е. около 40 % парка машин не работает. Простаивающие неисправные машины, как правило, хранятся на открытом воздухе и подвергаются коррозии. Не выполняются в полной мере требования к длительному и кратковременному хранению техники, а требования к межсменному хранению, как правило, вообще не соблюдаются.

В тоже время известно, что затраты на ремонт зерноуборочных комбайнов в расчете на один день работы в 4 раза выше, чем расходы на ремонт тракторов и в 4,5 раза, чем на ремонт автомобилей, а затраты на ремонт прочих комбайнов выше в 7-9 раз.

Исследованиями установлено, что интенсивность изнашивания деталей с.х. машин, подвергшихся коррозионному поражению, увеличивается в 2-3 раза, на 30-35 % снижается усталостная прочность металла.

Обеспечение надежной противокоррозионной защиты и сохранности машин и оборудования, используемых в сельском хозяйстве и являющихся национальным богатством страны, является важной народнохозяйственной задачей.

Из-за низкого качества противокоррозионной защиты и неудовлетворительного хранения много машин преждевременно выходит из строя и списывается, велики потери металла от коррозии, огромные средства тратятся на возмещение ущерба от коррозии при ремонте и техническом обслуживании машин и металлоконструкций, использующихся в сельском хозяйстве.

До настоящего времени при создании новой техники недостаточно учитывались как коррозионный фактор на стадии проектирования, так и реальная коррозионная ситуация, возникающая в процессе эксплуатации изделия. Не всегда находится оптимальное технико-экономическое решение при выборе конструкционных материалов и защитных покрытий деталей машин с учетом народнохозяйственного аспекта.

Такое положение объясняется, в частности, тем, что работы специалистов промышленности и сельского хозяйства (т.е. разработчиков и потребителей) ведутся разрозненно, без достаточной координации. Машины новых марок не имеют достаточно эффективной противокоррозионной защиты и не приспособлены к эксплуатации и хранению. Технология хранения и положения противокоррозионной защиты сельскохозяйственной техники разрабатываются после массовой эксплуатации машин, вследствие чего она практически приспосабливается к исходным показателям сохраняемости и противокоррозионных качеств машин, уже сошедших с конвейера. до настоящего времени эти показатели не регламентированы соответствующим ГОСТом и не оцениваются при государственных испытаниях на МИС.

Сельскому хозяйству продолжают поставляться машины с низким сроком службы лакокрасочного покрытия, без должной герметизации двигателей и других агрегатов, в конструкциях машин практически не применяются коррозионно-стойкие стали, алюминиевый прокат, оцинкованная сталь.

Недостаточно эффективно и в малых объемах внедряются в сельском хозяйстве прогрессивные средства временной противокоррозионной защиты: защитные восковые составы, летучие и контактные ингибиторы, модификаторы ржавчины, продолжают широко применяться устаревшие бензино-битумные покрытия, не обеспечивающие надежной противокоррозионной защитой и связанные с большим непроизводительным расходом бензина. Хозяйства слабо обеспечены средствами механизированного нанесения защитных покрытий.

Обследования показывают, что примерно в 40 % хозяйств отсутствуют машинные дворы, специализированные посты и участки по противокоррозионной защите, практически не создается необходимая материально-техническая база хранения машин.

НИР пo повышению противокоррозионных свойств развернуты недостаточно как в сфере производства, так и в сфере эксплуатации сельскохозяйственной техники. Недостаточно активно ведется работа по исследованию влияния разрушающего воздействия коррозии, коррозионно-механического изнашивания и старения на работоспособность сварных соединений и рамных конструкций, точно обработанных деталей и сопряжений конкретных марок сельскохозяйственных машин и оборудования.

для успешного разрешения проблемы противокоррозионной защиты и хранения сельскохозяйственной техники усилия работников и специалистов науки, промышленности и сельского хозяйства должны быть направлены на решение следующих задач:

  • обеспечение и разработку эффективных мер по оценке коррозионной ситуации в области сельского хозяйства;
  • более интенсивное и заинтересованное внедрение прошедших производственную проверку и хорошо зарекомендовавших себя прогрессивных технологий, средств и способов противокоррозионной защиты перспективного оборудования и защитных материалов;
  • развитие и продолжение исследований коррозионного, коррозионно-механического изнашивания и старения материалов деталей и сопряжений сельскохозяйственных машин, по изучению влияния коррозии на прочность деталей машин, разработке методов и средств повышения сохраняемости машин в условиях эксплуатации, проведению оценки конструкций машин на МИС по показателям противокоррозионной защиты и приспособленности к хранению;
  • повышение технического уровня, качества и надежности сельскохозяйственных машин, обеспечение их высокой противокоррозионной защиты путем внедрения в производство новой сельскохозяйственной техники более стойких материалов: алюминиевого проката, оцинкованной и коррозионно-стойкой стали, металлопластов и полимерных материалов, имеющих повышенную прочность и коррозионную стойкость. Необходимо довести затраты на противокоррозионную защиту сельскохозяйственной техники до 15-20 % от ее общей стоимости;
  • проведение сравнительных исследований свойств различных покрытий и выбор наиболее надежных и экономичных для конкретных условий работы; сравнение различных технологий нанесения однотипных покрытий и рекомендация наиболее экономичных и надежных;
  • усиление роли Гостехнадзора за соблюдением правил хранения техники в соответствии с требованиями ГОСТ 7751-85;
  • создание в каждом хозяйстве на основе машинно-технологической станции необходимой материально-технической базы для противокоррозионной защиты сельскохозяйственной техники, включающей помещения для закрытого хранения, оборудование для очистки, ремонта и консервации техники на период хранения;
  • внедрение передовой технологии ремонта и хранения техники;
  • совершенствование подготовки специалистов в области противокоррозионной защиты сельхозтехники;
  • проведение технико-экономического анализа разработанных ранее предложений с учетом возможности их реализации в производстве.

Е.А. Пучин, с.н.с., д.т.н., зав. кафедрой ремонта и надежности машин МГАУ им. В.П. Горячкина,

А.А. Веденеев, аспирант, асс. кафедры ремонта и надежности машин МГАУ им. В.П. Горячкина

 

Бюллетень ИКС МО - выпуск 2-й (2001)

Главная страница | Цели и задачи | Наш коллектив | Календарь | Семинары | Информация | Филиалы
Материалы | Партнеры | Ссылки |
Обратная связь | Кафедра | Фотоархив
| Дистанционное обучение

Назад в архив
выпусков