ARIS (Agrarian Reform Implementation Support in Russia)
ПРОЕКТ ПОДДЕРЖКИ РЕФОРМ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ РОССИИ
Совместный проект Правительства России и Всемирного банка


В соответствии с Соглашением о займе от 22 июня 1994 года между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития (МБРР) в настоящее время реализуется Проект поддержки сельскохозяйственных реформ - АРИС.

Основные компоненты проекта:

  • развитие рыночной инфраструктуры (создание системы информации о рынке, а также создание оптовых рынков, )
  • создание информационно-консультационной службы для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Основными задачами системы рыночной информации являются:

  • обеспечение всех хозяйствующих субъектов оперативной конъюнктурной информацией о ценах и объемах реализации (закупок) сельскохозяйственной продукции и продуктов питания на всех этапах прохождения (от производителей, оптовых покупателей, переработчиков и т.п. до реализации в розничной торговой сети и на колхозных рынках, );
  • подготовка и распространение регулярных аналитических материалов о состоянии и тенденциях развития рынков сельскохозяйственной продукции. Это позволит сельским товаропроизводителям и прочим лицам, действующим на рынке, лучше ориентироваться в условиях рыночной экономики, принимать мотивированные решения в области производства, реализации, закупок и т.д.

Функционирование системы рыночной информации осуществляется на единой правовой, организационной, методической и технической основе. Ее организационная структура состоит из: центральной Службы рыночных новостей и экономического анализа, расположенной в Минсельхозпроде России, и ее местных подразделений в областных (краевых, республиканских) и районных органах управления сельского хозяйства.

Сбором и обработкой конъюнктурной информации, написанием аналитических отчетов, занимаются сотрудники, прошедшие соответствующую подготовку. Распространение оперативной информации на всех уровнях должно производиться бесплатно через средства массовой информации, открытую распределенную компьютерную сеть, а также с помощью автоответчиков, и платно - по индивидуальным запросам, путем подписки на бюллетени, вестники и т.п.

Основной задачей создаваемой информационно-консультационной службы (ИКС) является развитие конкурентоспособности аграрного сектора путем оказания содействия сельским товаропроизводителям в принятии обоснованных экономических решений.

Функции ИКС предусматривают:

  • предоставление объективной и постоянно обновляемой информации по различным аспектам производства, переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции, включая новые технологии и методы ведения хозяйства;
  • консультирование по эффективному управлению хозяйством, финансовому и инвестиционному анализу, оптимизации использования ресурсов с учетом экологических требований;
  • обеспечение механизма обратной связи с сельскими товаропроизводителями с целью выработки эффективных мер государственной аграрной политики;
  • интеграцию знаний и информации из различных (в том числе международных) источников, ориентацию аграрной науки на проведение прикладных исследований по проблемам сельских товаропроиводителей с целью выработки практических рекомендаций.

ИКС АПК создается в структуре Минсельхозпрода России и региональных и районных управлений сельского хозяйства. По выбору субъектов Российской Федерации ИКС также может создаваться в форме государственного учреждения, государственного предприятия, или на базе научных или учебных заведений. Информационно-консультационная деятельность будет осуществляться различными методами: массовыми (через открытую распределенную компьютерную сеть, телевидение, радио, публикации, ), групповыми (демонстрации, обсуждения) и индивидуальными. Проект предусматривает разработку и постепенное внедрение механизма частичного возмещения эксплуатационных и постоянных затрат на функционирование ИКС.

Реализация Проекта в регионах финансируется из средств займа, предоставленного МБРР Правительству Российской Федерации, и средств регионального бюджета. Часть средств займа на закупку системообразующего информационно-компьютерного оборудования (приблизительно 30% от стоимости всего оборудования) предоставляется региону на безвозмездной основе. Другая часть займа МБРР будет предоставлена региону в форме субзайма со сроком погашения 15 лет, из которых в течение 3 лет выплачиваются только процента (около 8% годовых) и комиссия на неиспользованную сумму субзайма (0,25% годовых). Средства субзайма используются для закупки необходимого компьютерного и коммуникационного оборудования с периферией, оргтехники, учебного и типографского оборудования, транспортных средств. Возмещение 30% затрат по ремонту помещений, а также обучение руководителей и специалистов вышеуказанных информационных служб будет также проводиться из этих средств. Из региональных бюджетов покрываются налоги, таможенные платежи и сборы на закупаемое оборудование, эксплуатационные расходы по функционированию информационных систем, а также 70% затрат по ремонту помещений. Для участия в проекте необходимо подписание Договора между Минфином России, Минсельхозпродом России и Администрацией (Правительством, ) субъекта Российской Федерации. Последний возможный срок подписания - конец 1988 года. При этом необходимо выделение в бюджете региона отдельной статьи финансирования проекта АРИС.

В настоящее время в проекте участвуют 29 субъектов России. В целом ряде регионов уже действуют службы рыночных новостей и экономического анализа и информационно-консультационные службы.

Информация ГРП АРИС

 


Статья - Информационно-консультационная служба АПК и ее связь
Статья - Модели организации ИКС в сельском хозяйстве России
О проекте создания комплексной системы передачи знаний
Статья - Перспективы развития системы обучения кадров
Статья - Система консультационной службы в сельском хозяйстве Германии

Первая страница Всемирный банк Европейский Союз Ноу-хау фонд Другие